четверг, 4 октября 2012 г.

"Трудности роста" первоклассника

Ваш первоклассник отучился первые недели. Хорошо, если ребенок доволен и жизнерадостен, с готовностью мчится на уроки, захлебываясь в радостных эмоциях, рассказывает вам про то, что произошло в школе. Это означает одно: адаптация первоклашки прошла отлично.

К сожалению, бывает и другая картина: ребенок вял и пассивен, в школу идти не хочет, уроки делает неохотно, отрицательно отзывается об одноклассниках. Чтобы подобное отношение к учебе не стало хроническим, надо срочно найти причины возникших трудностей. Для этого родителям придется вновь проанализировать все стороны готовности малыша к школе.

Адаптация первоклассника проходит гладко и безболезненно, когда ребенок готов к школьному процессу с четырех точек зрения. Речь идет о физической, интеллектуальной, социальной и мотивационной готовности малыша к обучению.

Не секрет, что школьный процесс сегодня предполагает значительные нагрузки на ребенка. Поэтому первоклассник, прежде всего должен быть готов к учебе физически. Для вчерашнего дошкольника ярко выражена двигательная активность как биологическая потребность роста и развития. Поэтому для ученика первого класса тяжелая и незнакомая работа - сохранять в течение урока одно положение тела. Школа снижает двигательную активность ребенка почти наполовину, зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, она резко увеличивает. Как правило, именно из-за этого, а не из-за умственных нагрузок устают дети, занимаясь в школе или выполняя уроки дома.

Если к тому же у ребенка ослаблено здоровье, то к концу первого года обучения у него выявляется пониженная успеваемость.

Выполняя учебные задания, ребенок утомляется. Необходимо грамотно организовать досуг ребёнка. Но если отдых недостаточный, то утомление переходит в переутомление, что сказывается в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к окружающему, в резком снижении внимания, памяти, работоспособности и падении сопротивляемости болезням.

Второй момент - интеллектуальная готовность малыша к школе. Это багаж знаний ребенка, умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. Родители должны понять: читающий и умеющий писать ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и логически мыслить.

Важным параметром готовности к школе является хорошее развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «м» в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книге Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения» (год издания 1993) и в книге тех же авторов «Учимся читать и писать» (год издания 1994).

Под социальной готовностью к обучению понимают настрой ребенка на сотрудничество с другими людьми, в частности, с учителями и одноклассниками. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости − качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Мотивы эти зависят в первую очередь от того, как относятся к школе и к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело – считать школу важнейшим элементом жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться с приятелями, чтобы играть или получать пятерки, чтобы быть лучше всех и чтобы мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая работа, когда вырастешь». Но – это мотив слишком отдаленный. В 6-7 лет дети слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть…

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские вопросы». Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. И именно в этом направлении он должен ощущать любовь и поддержку родителей, это придаст ему уверенность в своих силах.

Вот в этих сферах надо искать причину проблем школьника. Ведь все его успехи и упущения, они также и наши - родительские. Вместе можно организовать бег по утрам, подтягивание, отжимание на школьном стадионе, пересмотреть распорядок дня - с часами обязательного отдыха (но не за компьютером!), дать малышу больше самостоятельности с обязательным поощрением, рассказать о своих проблемах и успехах в школе. В общем, каждый родитель должен найти и дать малышу ту поддержку, в которой он нуждается в эти сентябрьские дни.

Не упускайте время, многое еще можно восполнить, исправить, преодолеть все «трудности роста» первоклассника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...