М.М. Поташник
Примерная схема общедидактического анализа современного урока.
Любая структура анализа урока готовится под конкретные задачи.
1. Оценка реализации основных принципов обучения. (С точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании: научности с доступностью, наглядности с абстрактностью и т.д.).
2. Оценка проектирования задач урока. (Педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя).
3. Оценка конкретизации задач на основе выводов педагогического или психолого-педагогического или медико-психолого-педагогического или педологического консилиума.
4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
5. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала: выделен ли объект прочного усвоения (главное и существенное).
6. Выбор и применение учителем разных источников сообщения ученикам новых знаний. Оценивается не то, что выбрано, а обоснованность этого выбора!
7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.
Оцениваются не сами методы, а обоснованность выбора методов!
8. Использование различных приемов учебной работы.
Оценивается их целесообразность!
9.!!! Воспитание интереса к предмету и в целом к процессу обучения.
10. Оценка культуры труда учителя и учеников.
11. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся
Формы контроля:
а) оценка содержания вопросов и заданий;
б) соответствие оценок уровню знаний учащихся
Обоснование оценок, выставленных за урок!
12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объема и степени сложности (только в пределах программы), но, прежде всего, степени помощи, оказываемой учащимся.
13. Владение учащимися навыками рациональной организации учебного труда, т.е. надпредметными способами деятельности.
14. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания. Обязательный учет в расписании дня других предметов.
15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
16. Оценка взаимоотношения учителя и учащихся.
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей. (От внешнего вида до отношения к труду.)
18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое применение НИТ).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность,
температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
17. Оценка личностного отношения учителя к труду, к детям; оценка личностного воспитательного влияния учителя на детей. (От внешнего вида до отношения к труду.)
18. Использование возможностей учебного кабинета (высоко оценивать любое применение НИТ).
19. Оценка гигиенических требований на уроке (освещенность,
температурный режим, воздушный режим, посадка учащихся).
Здравствуйте, Виктория Юрьевнна! Спасибо за нужную статью! В эти дни претенденты на участие в Конкурсе УГ готовят свои материалы. Самым трудным для претендентов, по их же словам, является самоанализ.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Александровна! Я очень рада, что мой материал оказался полезным. Я - молодой блогер, поэтому Ваше мнение для меня очень важно. Обмен опытом необходим, а ведение блога позволяет сделать это более эффективным.
ОтветитьУдалить